Лучшие актеры: Николас Кейдж

«По-настоящему хороший актер — всегда бунтарь. Только бунтарь может ломать привычные рамки и удивлять всех вокруг чем-то новым.»

Николасу, можно сказать, на роду было написано стать актером. На самом деле он вовсе не Кейдж — он Коппола. Можно сказать, Николас пробился на большой экран благодаря своим родственным связям. Но природа не обделила Ника талантом. И это еще слабо сказано.

«В юности я был анархистом, но теперь я за мир и процветание.»

Николас Ким Коппола родился 7 января 1964 года в Калифорнии, в городе Лонг Бич, в семье интеллигентнейших людей и истовых католиков. Отец, Огюст Коппола, чьи предки происходили из Италии, был профессором литературы и писателем. Мать Джой Вогельсанг (немецкого происхождения) работала хореографом.

«Мой отец всегда был в восторге от чего-то. Я тоже такой — все время загораюсь.»

Определенно, в семье витал дух природной одаренности: дед Николаса — известный композитор Кармин Коппола, ну а родной брат Огюста Копполы, которого звали Френсис — не кто иной, как один из лучших режиссеров всех времен, подаривший миру культовую трилогию «Крестный отец». Да, именно Френсис Форд Коппола. Забегая вперед, стоит отметить, что отчасти он проложил своему племяннику путь к успеху…

Ну а кем еще быть молодому человеку, у которого тетя — знаменитая актриса, дважды оскаровская номинантка Талия Шайр, дядя — попросту один из величайших режиссеров всех времен, и даже бабушка — тоже актриса, Италиа Пеннино? Можно сказать, у Николаса была блестящая наследственность.

«Наша семья была переполнена тяжелыми обидами и жгучей страстностью. Мы ведь из итальянцев, знаете. У нас в роду наверняка и грабители были, может даже убийцы. Итальянцы могут вспылить.»

Ник был младшим из трех братьев. Старшие Марк (1958) и Кристофер (1962) также оказались людьми творческими: первый тоже пошел в актеры (хотя большего успеха добился позднее как радиоведущий), второй сделался кинорежиссером. Но обоим оказалось далеко до славы и признания своего младшего брата Николаса.

Ник проявил тягу к актерскому ремеслу еще в школе в Беверли Хиллз (которая вообще прославилась тем, что в ней училось множество звезд Голливуда). Лет в 14 Ник играл главную роль в пьесе Клиффа Одетса «Золотой мальчик» — и, по воспоминаниям очевидцев, блестяще играл. Все прочили ему большое будущее, да и сам Ник, в общем-то, не особенно задавался вопросом, кем он будет в этой жизни. На протяжении школьных лет он участвовал во множестве театральных постановок, а на рубеже 80-х проводил каникулы в Американском театре в Сан-Франциско (тем не менее, он никогда не рвался играть в театре и даже жаловался на «боязнь сцены»). Ник хотел стать кинозвездой — страстно, мучительно. Желание попасть на киноэкран стало таким острым, что 17-летний Николас сразу после выпускного уехал в Лос-Анжелес, покорять Голливуд. И практически сразу поменял свою звездную фамилию.

«Мне нужно было изменить фамилию, чтобы освободиться. Чтобы посмотреть, чего я стою. Не приходить на кастинги с фамилией Коппола.»

Он хотел добиться всего сам. Чтобы его не отождествляли с его великим дядей. Из-за этого он после съемок в первом своем кинофильме «Беспечные времена в «Риджмонт Хай» хотел взять себе сомнительную фамилию Блю, но потом передумал. В итоге он стал из Николаса Копполы Николасом Кейджем. Позднее у него спрашивали — почему «Кейдж»? Он отвечал, что ему нравится знаменитый герой комиксов Marvel Люк Кейдж, а в одном интервью обмолвился о композиторе-авангардисте Джоне Милтоне Кейдже… Кстати, Николас с детства был фанатом комиксов, и сегодня у него имеется большая коллекция старых изданий из 400 редких экземпляров, купленная им в 2002-м на аукционе за $1 600 000. А в 2007-м Ник даже сам создал серию комиксов «Ребенок Вуду» вместе со своим сыном Вестоном, и напечатал ее в издательстве Virgin Comics!

Первой ролью Николаса Копполы (тогда еще не «Кейджа») стала роль подростка в пилотном выпуске телесериала «Лучшие времена». Первая же серия стала и последней — отзывы оказались неутешительными, и идею отложили до лучших времен. У персонажа Николаса даже имя было «Николас», словом, особо не мудрствовали. Да и стоило ли — в непритязательной комедии про школьников с громовым хохотом «аудитории» между репликами? Но это было только начало.

В следующем году Николас пробился в подростковую комедию «Беспечные времена в «Риджмонт Хай» (1982) на крошечную безымянную роль «приятеля Бада». Главную скрипку здесь играл Шон Пенн, впоследствии тоже ставший суперзвездой, а еще тут засветился будущий обладатель Оскара Форест Уитакер. Фильм оказался популярным, хотя Николаса Кейджа в нем при всем желании заметить трудновато. Но уже тогда стало ясно, что он очень необычный, даже странный (его называли freakish, “чудак”).

«Голливуд не знал — я так классно притворяюсь, или я на самом деле такой чокнутый. Я разработал свою собственную систему перевоплощения в персонажа. Когда-нибудь я напишу об этом книгу.»

Интересно, что на пробах к фильму Копполы «Изгои» (1983) про молодежные банды 80-х Кейдж так и не получил главную роль Далласа Уинстона, даже несмотря на близкое родство с режиссером — Френсис отдал предпочтение Мэтту Диллону, у которого роль стала одной из лучших за всю карьеру. Между прочим, как-то раз дядюшка даже заявил племяннику, что «актер из него никудышный».

Но в других фильмах Копполы — «Бойцовая рыбка» (1983), «Клуб «Коттон» (1984) и «Пегги Сью вышла замуж» (1986) Ник все же засветился, хоть и не в главных ролях. В общем, можно сказать, что Коппола не особенно ценил Ника как актера, но опыт работы в кино он ему все же дал. А Николас играл великолепно: в «Пегги Сью» он сыграл отца героини Хелен Хант, которая ему практически ровесница!

«Я выбрал себе имидж юного преступника, ну или парня, который слегка не в ладах с законом. Этакий рок-н-ролльщик, который сначала делает, а потом думает. Отвязный тип.»

Кейдж начинал с молодежных комедий — «Девушка из долины» (1983) и «Наперегонки с Луной» (1984) — в этой последней с ним вновь сыграл юный Шон Пенн. Правда, популярности она не снискала, а вот «Девушка из долины» была куда более популярна, так что ее можно считать серьезным успехом начинающего актера (тем более, что здесь Кейджу наконец-то дали главную роль). На прослушиваниях на роль Джоэля Гудсена в фильме «Рискованный бизнес» Кейдж проиграл молодому Тому Крузу, для которого «Бизнес» стал трамплином к успеху. До взлета Кейджа оставалось еще несколько лет.

Как раз в то время юный Николас начал встречаться с Лори Энн Элисон, сестрой солиста группы «Kids», в которой играл на гитаре тогда еще совершенно никому не известный парнишка по имени Джонни Депп.

Лори познакомила Ника с Джонни, и Кейдж был сильно впечатлен колоритностью и непосредственностью Деппа. Именно он посоветовал Джонни попробовать свои силы в кинематографе — до того момента Джонни и не помышлял об актерской карьере. Так получилось, что Николас Кейдж дал старт одному из самых ярких и талантливых актеров современности…

«Мы с ним играли в «Монополию», и я сказал ему: «Слушай, тебе надо быть актером, у тебя есть дар». В общем, я ему дал телефон моего агента, он встретился с ним, и сделал карьеру.»

Сам Николас, несмотря на молодость, постепенно набирал вес в Голливуде, работая самоотверженно, как никто другой. Готовясь к съемкам драмы «Птаха» (1984) про ветеранов Вьетнама, Ник настоял, чтобы ему вырвали два зуба без наркоза, так же как его персонажу Элу… В 1986 Николас Кейдж снимается в главной роли в картине про канадского гребца «Человек в синем». Фильм не стал популярным, но Кейдж попал в список 1984 года «12 самых многообещающих молодых актеров». Ник был так уверен в собственной исключительности, что ничуть не сомневался в грядущем успехе.

«Когда мне однажды сделали рентген, я был в шоке от того, что у меня нет лишних восьми ребер, или что-то типа того. Я очень не такой как все, понимаете?»

К концу восьмидесятых пришло наконец, и время хитов. Первой по-настоящему заметной работой Кейджа стала криминальная комедия «Воспитание Аризоны» (1987) про мелкого уголовника, который пожелал быть хорошим папочкой для похищенного младенца. Для братьев Коэнов, впоследствии ставших культовыми режиссерами, «Воспитание Аризоны» тоже стало трамплином к успеху и славе. Критики сразу отметили удивительно достоверную, самоотверженную актерскую игру Кейджа.

«Между хорошим актером и шизофреником — исчезающе тонкая грань. Я даже иногда сомневаюсь, есть ли она.»

Немедленно Кейджа занимают в одной из центральных ролей в мелодраме «Во власти луны» (1987) с неподражаемой Шер. Мало того, что в Штатах фильм собрал более восьмидесяти миллионов — он еще и заработал три Оскара. Правда, вся слава здесь досталась женщинам, но это было справедливо… А 23-летний Николас Кейдж сделался в Голливуде одним из перспективных молодых актеров.

Предложения посыпались одно за другим — и до начала 90-х Кейдж успевает сделать еще добрых полдесятка фильмов, среди которых выделяется непритязательная «черная» комедия «Поцелуй вампира» (1988) — на съемках самоотверженный Ник съел перед камерой живого таракана (было три дубля).

«Все во мне протестовало против этого, но я все равно съел его.»

Далее — итальянская военная драма «Время убивать» и простенькая героически-патриотическая картина с Томми Ли Джонсом «Огненные птицы» (1990) про доблестных американских вертолетчиков (своеобразное подражание ленте Ридли Скотта «Лучший стрелок» с Томом Крузом, только не про истребители, а про «вертушки»). Кассовых успехов не было, но особняком стоит картина культового режиссера Дэвида Линча «Дикие сердцем» (1990).

Линч, взлетевший на пик популярности со своим блистательным телесериалом «Твин Пикс», получил за «Диких сердцем» Золотую Ветвь Каннского кинофестиваля, а Николас Кейдж совершенно изумительно исполнил главную роль. Критики были просто поражены той легкостью и изяществом, с которым Николас раскрывает перед зрителем своего персонажа — лишь тогда за Кейджем закрепилось звание одного из талантливейших актеров Америки. Лора Дерн, впереди у которой уже маячил гениальный «Парк Юрского периода» Спилберга, составила с Кейджем совершенно блестящий актерский дуэт.

1991 — мелодрама «Зандали», в которой Кейдж снимается вместе с партнером по давнишней комедии «Беспечные времена в «Риджмонт Хай» Джаджем Рейнхольдом. Затем — популярная комедия «Медовый месяц в Лас-Вегасе» (1992), в которой партнерами Ника по съемочной площадке стали заслуженный Джеймс Каан и стремительно набирающая популярность Сара Джессика Паркер (по слухам, у Ника с ней был мимолетный роман). Две номинации на Золотой Глобус!

Следующий проект — и снова маститый актер в «партнерах по команде». На сей раз это был знаменитый Деннис Хоппер, правда, криминальная драма «Придорожное заведение» (1992) особых лавров не снискала, начисто провалившись в прокате. Не намного удачнее пошли дела и у комедии «Эмос и Эндрю» (1993). На сей раз Николас работал в паре с еще одной суперзвездой Голливуда — Сэмюэлом Л. Джексоном, которому оставался всего год до съемок в эпохальном «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино…

Старший брат Николаса Кристофер, ставший кинорежиссером, приглашает его сняться в своем «Смертельном падении» (1993), но этот проект не принес ровным счетом ничего кроме убытков. Значительно лучше дела обстояли с комедией «Телохранитель Тесс» (1994) с Ширли МакКлейн, но и успехом ее назвать было затруднительно.

Точно так же, как и мелодраму «Счастливый случай» (1994) с Бриджит Фондой. Снятая в том же году комедия «Пойманный в раю» стала совсем уж незначительным кинособытием, но это все же было лучше, чем трескучий провал триллера «Поцелуй смерти» (1994), получившего номинацию на «Золотую малину». Кейдж исполнил роль сугубо отрицательного персонажа.

Но сразу затем грянула длинная серия супер-проектов, которая, собственно, и вывела Николаса Кейджа в суперзвезды первого эшелона. Прежде всего речь идет, конечно же, об изумительной мелодраме «Покидая Лас-Вегас» (1995), за работу над которой Николас Кейдж получил высшую кинематографическую награду — Оскара за главную роль. Это верх достижений актера и момент высочайшего мирового признания, хотя многие критики отмечают, что игра Кейджа здесь ничуть не более выдающаяся, чем в других его работах, не удостоенных номинации. Примечательным является тот факт, что, играя алкоголика, Кейдж настолько старательно вжился в роль, что находился в состоянии алкогольного опьянения разной степени тяжести практически все время съемок — и при этом ни разу не уронил планку. Пожалуй, наиболее проникновенно он играет именно в мелодрамах…

«Скала» (1996) — крепко сбитый и ладно скроенный боевик от Майкла Бэя, который выглядит наиболее вменяемым и цельным среди всех творений этого режиссера. Все на месте — огненные взрывы, масса действия и перестрелок, проамериканский пафос, огромный бюджет и огромные же сборы — да еще и легендарный Шон Коннери впридачу. В плане актерской игры — не самая сильная работа, но это было то что нужно для достижения наибольшей популярности, потому что с выходом «Скалы» Кейдж из оскароносца сделался еще и мегазвездой, известной на весь мир. В России его узнали и полюбили именно благодаря «Скале».

Совершенно в том же духе была снята и «Воздушная тюрьма» (1997) с Джоном Малковичем — динамичный фильм, переполненный спецэффектами, продемонстрировал способности Кейджа изображать мускулистого героя-одиночку, и это выглядело достаточно необычно для Николаса — с его-то утонченным интеллигентным обликом. Впрочем, бицепсы с трицепсами Ник накачал совсем нешуточные. Больше двухсот миллионов прибыли!

Еще больше собрала картина «Без лица» (1997) от культового «поэта насилия» Джона Ву — китайца, совершившего в Америке головокружительный взлет на самые вершины рейтингов популярных авторов. В паре с Джоном Траволтой Кейдж выдал очередной образ «плохого парня», который в его исполнении так чудовищен, что выглядит настоящим исчадием ада на земле.

А в 1998 на экраны выходит чудесная мелодрама «Город ангелов» с Мег Райан, в которой Кейдж, по контрасту с «Без лица», играет не кого-нибудь, а… ангела, сошедшего с небес. Причем играет так, что в реальности этого самого ангела не сомневаешься ни на секунду. Какое перевоплощение! Кейдж за свою карьеру много раз доказывал, насколько многогранен его актерский талант. Фильм заработал в четыре раза больше своего 50-миллионного бюджета, и считается одним из серьезнейших успехов Кейджа в кино.

Следующий фильм Николаса — лихо закрученный детектив от автора великого фильма с Томом Крузом «Миссия невыполнима» Брайана Де Пальмы. В Америке фильм «Глаза змеи» (1998) не стал популярным, но в мире все же собрал больше ста миллионов долларов, и сделался достаточно известным. Пристрастие Кейджа к высокобюджетным фильмам вместо игровых драм привело к тому, что актер Шон Пенн, с которым Ник дружил на заре своей карьеры, сказал в одном интервью, что «Кейдж больше не актер»… Отчасти он был прав: Кейдж действительно часто не самым удачным образом подбирал себе роли, хотя в каждой из них он был правдив и самоотвержен на все сто процентов.

«Я хочу попробовать все. Попкорновое кино, снятое для веселья, и драмы, после которых не по себе. Разве это плохо — постараться объять как можно больше?»

В 1999 году Джоэл Шумахер снимает Николаса Кейджа в своем мрачном детективе «8 ММ». В американском прокате фильм провалился, да и в мире не блистал успехами (зрители явно не могли простить Шумахеру его безвкуснейшего «Бэтмена и Робина», обескуражившего общественность двумя годами ранее). Правда, после выхода на видео фильм все же получил статус «культового».

А следующая работа Кейджа в кино стала сотрудничеством с мощнейшим режиссером Мартином Скорсезе. Драма «Воскрешая мертвецов» (1999) (с Ником здесь снялась его жена Патриция Аркетт) получилась довольно неоднозначной, да и к кассовым успехам ее причислить при всем желании нельзя, но к роли депрессивного нью-йоркского водителя «неотложки» Ник подошел со всей серьезностью. Он даже выезжал на дежурства вместе с бригадой реальных врачей Нью-Йорка!

«Меня преследовал какой-то чокнутый мим. Однажды он проник на съемочную площадку «Воскрешая мертвецов», и начал делать там странные вещи. Не знаю, как он прошел мимо охраны. Продюсеры приняли меры, и я его больше не видел. Но он напугал меня до чертиков.»

Ярким олицетворением блокбастера стал новый фильм Доминика Сены «Угнать за 60 секунд» (2000) — динамичный экшен про банду суперпрофессиональных автоугонщиков. В паре с Кейджем снялась Анджелина Джоли, для которой роль криминальной красотки Сары стала своеобразной отдушиной после тяжелого и сложного образа Лизы Роу из «Прерванной жизни», за который она получила Оскара. «Угнать за 60 секунд» стал очень популярным, собрав почти 240 миллионов, это прямо-таки образец развлекательного кино.

В 2000-м Кейдж впервые выступает в качестве продюсера, работая над отличным триллером «Тень вампира» с Виллемом Дефо (две номинации на Оскар). Основанная им собственная производственная компания Saturn Films выпустила очень удачный проект (особенно для дебюта). Она благополучно работает до сих пор, на ней были сняты несколько фильмов, в которых играл Кейдж.

Бретт Ратнер, автор супер-удачной трилогии с Джеки Чаном «Час пик», снимает Николаса Кейджа в трогательной мелодраме «Семьянин» (2000), сразу затем — новая мелодрама «Выбор капитана Корелли» (2001), на сей раз на фоне военных действий. Специально для картины Кейдж выучился играть на мандолине, хотя ранее этого музыкального инструмента даже в руки не брал.

Потом Николас принимает участие в озвучке мультфильма «Рождественская история» (2001) — по той же самой книге Диккенса, по которой восемь лет спустя Роберт Земекис снимет свой дорогущий анимационный проект с аналогичным названием. Автор же анимационной ленты 2001 года Джимми Мураками, отметившийся в свое время совершенно чудовищной подделкой под «Звездные войны» под названием «Битва за пределами звезд», убедительно доказал, что мультики у него получаются куда лучше, чем полнометражные фильмы. Кейдж озвучивал призрак Джейкоба Марли.

Новое сотрудничество с культовым режиссером! Правда, получилось оно не самым удачным: Джон Ву, общепризнанный «поэт насилия», решает отойти от свойственного ему жанра примитивистских боевиков с ураганными перестрелками, и снимает военную драму «Говорящие с ветром» (2002), повествующую о трагических событиях вьетнамской войны. Зритель так и не оценил попытку смены амплуа, и дорогой ($115 млн) проект стал одним из самых провальных голливудских фильмов всех времен, хотя Кейдж в своей роли героического сержанта Джо Эндерса был по обыкновению хорош…

В том же 2002-м Николас пробует занять режиссерское кресло, и работает вместе со звездой «Человека-паука» Джеймсом Франко над криминальной драмой «Жиголо» про молодого человека, продающего себя женщинам. Зритель оставляет ленту вовсе без внимания, и катастрофические итоги проката заставляют Николаса оставить попытки снимать фильмы самостоятельно. «Жиголо» остался единственным фильмом Кейджа-режиссера. Но Кейдж-актер работал не покладая рук, и впереди было еще множество крупных проектов.

Неимоверно лихо закрученная драма «Адаптация» (2002) с ее удивительным «закольцованным» сюжетом была оценена критиками неимоверно высоко, а работавший в ней с Кейджем актер Крис Купер получил за свою игру Оскара. Николас Кейдж изображал здесь братьев-близнецов Чарли и Дональда, создав совершенно блистательную иллюзию того, что это два абсолютно разных по характеру человека! Кассового успеха не было, но был бесспорный творческий взлет (и вторая номинация на Оскар, кстати). А потом Сэм Рейми чуть не пригласил Кейджа на роль Зеленого Гоблина в первого «Человека-паука» (роль досталась Виллему Дефо.)

Сотрудничество с культовыми режиссерами продолжается — на сей раз Кейджа пригласил поработать вместе сам Ридли Скотт. Причем в фильме, совершенно для себя не характерном — это была вовсе не историческая драма с батальными сценами и огромными сборами. «Великолепная афера» (2003) — вполне себе миниатюрная история профессионального мошенника, зарабатывающего себе на жизнь изощренным обманом доверчивых обывателей, но пасующего перед своим учеником в отменном исполнении Сэма Рокуэлла. Кстати, точное название фильма было бы — «Два сапога пара»…

Вот уж какому фильму популярности было не занимать — так это приключенческому блокбастеру «Сокровище нации» (2004) — этакий «Индиана Джонс на новый лад» от мастера кассовых комедий Джона Тертлтауба. Самый масштабный фильм Джона окупил затраты с лихвой, а продюсер Джерри Брукхаймер, у которого в копилке уже имелось несколько грандиозных хитов, включая «Пиратов Карибского моря», в очередной раз подтвердил звание «самого успешного продюсера в мире». Воистину — одно имя Джерри в списке авторов фильма — уже гарантия кассы.

2005 год — «Оружейный барон» Эндрю Никкола. Говорят, пробразом главного героя стал небезызвестный Виктор Бут, за которого сегодня так борются российские власти. Во многом сатирическая, хотя и не без трагизма, история крупнейшего подпольного торговца оружием не собрала больших денег, а в американском прокате и вовсе провалилась. Но Кейдж не уронил планку, достоверно изобразив выходца из Одессы, добравшегося до вершин теневого бизнеса.

Автор «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински аккурат между первой и второй частями своей сверх всякой меры популярной саги про пиратов с Джонни Деппом неожиданно снимает совершенно не похожую на свои залихватские морские творения драму «Синоптик» (2005), в которой Кейдж в высшей степени реалистично изображает ведущего «прогноза погоды» в идеально сером и обыденном окружении. Довольно неожиданная лента для Гора (и самая малобюджетная из всех его картин), а уж кассовые сборы в 19 миллионов на фоне успеха прочих проектов Вербински выглядят как муха на фоне слона. Особенно странным кажется такой провал на фоне широкого проката и в целом очень позитивной критики…

В 2006 выходит мультфильм «Гроза муравьев» (Кейдж озвучивал Зока), а потом легендарный Оливер Стоун (опять режиссер-глыба!) снимает Николаса Кейджа в драме «Башни-близнецы» (2006), посвященной трагическим событиям 11 сентября 2001 года. Кейдж играл спасателя Джона Маклафлина, оказавшегося вместе со своим напарником под обломками одной из рухнувших башен Всемирного Торгового Центра. Фильм основан на истории реальных спасателей, извлеченных из-под завалов, а эксперты признали, что Стоун очень достоверно изобразил события того страшного дня, когда самолеты врезались в небоскребы Нью-Йорка. Фильм собрал 160 миллионов.

Далее Николас Кейдж попадает в довольно неудачный проект — очень слабый ремейк мощной картины 1973 года «Плетеный человек» (2006). В 2007 он собрал пять номинаций на «Золотую малину», заслужил совершенно уничтожающие отзывы критиков и аудитории, и даже в мировом прокате не окупил свой не такой уж и большой бюджет. С этого времени Кейдж стал обнаруживать неприятное стремление участвовать во всех проектах, которые ему предлагают, независимо от того, удачные они или нет…

Не очень-то удачным признали и «Призрачного гонщика» (2007) — экранизацию комикса про демона в обличье байкера с горящим черепом вместо головы, карающего бесчисленных врагов при помощи раскаленной цепи. Фильм ждал немалый кассовый успех (в первый уик-энд это вообще был хит номер один), но отзывы по преимуществу сводились к обсуждению того, зачем Николас Кейдж попусту растрачивает свой талант в таких пустых, «одноразовых» фильмах. Даже и невооруженным глазом было видно, что как актер Ник гораздо выше кино такого рода.

Интересно что как раз в это время всерьез обсуждался вопрос об участии Кейджа в драме Даррена Аронофски «Рестлер». Николас даже посещал закулисы шоу рестлеров в Нью-Йорке. Но режиссер больше склонялся к кандидатуре Микки Рурка, которому как воздух нужен был удачный проект, и Кейдж, как истинный джентльмен, ушел, уступив место своему старому другу. В итоге Рурк абсолютно блистательно сыграл обанкротившегося рестлера Рэнди Робинсона, получив Золотой Глобус и номинацию на Оскар. Сам фильм удостоился Золотого Льва на кинофестивале в Каннах, и теперь по праву считается одним из лучших фильмов Даррена.

В провальном проекте Роберта Родригеса и Квентина Тарантино «Грайндхаус» (2007) имелся жутенький фальшивый трейлер для несуществующего фильма «Женщина-оборотень из СС», снятый не кем-нибудь, а Робом Зомби, совершенно оригинальным рок-исполнителем и кинорежиссером, знаменитым своим неподражаемым черным юмором. Здесь Николас Кейдж исполнил маленькую роль доктора Фу Манчу.

Потом Кейдж попадает в фильм «Пророк» (2007) Ли Тамахори, автора одного из фильмов бондианы «Умри, но не сейчас» с Пирсом Броснаном. Снова множество негативных отзывов, хоть в фильме и было немало интересных находок (кстати, здесь также развивалась тема параллельных реальностей, как и в более раннем фильме Кейджа «Семьянин»). Тем не менее, в США итоги проката иначе как «катастрофой» и не назовешь — при бюджете в 70 миллионов «Пророк» не собрал и двадцати, с натугой реабилитировавшись исключительно в мировом прокате.

К счастью, подоспело продолжение «Сокровища нации» — «Книга тайн» (2007) от все того же Тертлтауба, которое с лихвой перекрыло достижения оригинального фильма и сильно помогло Кейджу снова набрать очки. Самые кассовые фильмы этого актера сняты в жанре «экшн», но 457 миллионов кассовых сборов не помогли заштампованному боевику попасть на высокие позиции рейтингов у кинокритиков. Впрочем, как сиквел этот фильм более чем качественный, и ожидания поклонников первого фильма он оправдал в полной мере, а большего от него и не требовалось. Как и в прочих своих приключенческих фильмах, Кейдж старался выполнять самостоятельно как можно больше трюков.

«Я выполняю столько трюков, сколько мне позволят. Думаю, это честно по отношению к зрителю — делать все самому. Потому что зритель пришел посмотреть именно на меня, а не на похожего на меня парня.»

Вот какой фильм уж точно не оправдал ожиданий — так это «Опасный Бангкок» (2008)… Криминальный триллер про наемного убийцу еще прочнее закрепил за Кейджем репутацию актера, не слишком тщательно подбирающего себе проекты, оказавшись на редкость слабым, и попросту недостойным такого имени в титрах. Неудачный проект, ремейк более раннего тайского боевика, так и остался единственным голливудским фильмом братьев-близнецов Панг из Гонконга.

Еще одно разочарование, пусть и не столь острое — фильм «Знамение» (2009) Алекса Пройаса, снявшего пятью годами ранее совершенно великолепный фантастический боевик с Уиллом Смитом «Я, робот» (2004), а еще раньше подарившего миру культовый фильм «Ворон» с Брэндоном Ли. На сей раз Алекс не испытывал давления продюсеров, но, будучи предоставлен сам себе, скатился в мистику, и в итоге не получил большого одобрения (зато вызвал основательное недоумение). В общем, ждали от него гораздо большего.

Дорогущий, переполненный роскошными спецэффектами юмористический боевик «Миссия Дарвина» (2009) про морских свинок-спецназовцев и злонамеренного крота неплохо прошел в прокате (Кейдж озвучивал того самого крота Спеклза). Спецэффекты здесь были просто роскошные. Следующий фильм — драма «Плохой лейтенант» (2009) про копа-коррупционера Теренса, наконец-то был высоко оценен кинокритиками, но в прокате денег как раз не принес. Кейдж снова объединился в кадре с Евой Мендес, которая работала с ним над «Призрачным гонщиком».

Кассовым провалом обернулся и отличный анимационный фильм «Астробой» (2009) — возможно, из-за своей чересчур азиатской эстетики, ведь он был целиком основан на японских комиксах и персонажах. В то время как комедия «Пипец» (2010), скорее всего благодаря своему могучему сатирическому заряду, оказалась большой удачей. Кстати, грядет продолжение!

Неплохо был принят зрителями и «Ученик чародея» (2010) от старого знакомого Кейджа Джона Тертлтауба — хотя, судя по 150-миллионному бюджету, его авторы рассчитывали на что-то более серьезное, чем 63 миллиона кассовых сборов в Америке. Впрочем, из-за обилия проектов в 2009 Кейдж попал в список самых высокооплачиваемых голливудских актеров со своим доходом свыше 40 миллионов долларов.

В погоне за деньгами Николас Кейдж прямо-таки обрушивается в пучину проектов до такой степени слабых, что кажется непонятным, сможет ли он когда-нибудь выбраться из этой бездны…

«Время ведьм» (2010) — полное фиаско некогда хорошего режиссера Доминика Сены (автора «Угнать за 60 секунд»), чудовищно нелепый кинокомикс про рыцарей, рубящихся с дьяволом на мечах. «Сумасшедшая езда» (2010) — опять сатанинская тематика, удручающе неприятная подача, питье пива из черепушки главзлодея, жуткий кассовый провал и уничтожающие рейтинги (плюс номинация Кейджа на «Малину» за худшую роль, более чем заслуженная).

«Голодный кролик атакует» (2010) — просто примитивный триллер на один просмотр, заставляющий пожалеть о деньгах, потраченных на билет в кино. «Что скрывает ложь» (2011) — пожалуй, более провальной картины у Джоэла Шумахера еще не было, если, конечно, не считать пресловутого «Бэтмена и Робина» (но тот хоть большие деньги заработал!). Николь Кидман, как и Кейдж, удивила всех своей неубедительностью.

И самый свежий фильм с Кейджем — «Призрачный гонщик 2» (2011) от Тейлора/Невелдайна, парочки режиссеров, которые в свое время выпустили невообразимо непристойные «Адреналины» со Стэтхемом, и лишь в последнее время, в том числе благодаря «Геймеру», начали несколько подниматься над дремучей пошлостью, с которой начинали свой творческий путь. Настораживает регулярное появление в фильмах с Кейджем всяческих демонов, дьяволов и прочей адской нечисти…

«Я не демон. Я — ящерица, меняющая кожу. Я — акула, я пантера, крадущаяся в густых зарослях.»

Кстати, на спине у Кейджа имеется татуировка с изображением ящерицы.

Кейдж продолжает вкалывать как одержимый — в ближайшие пару-тройку лет в кинотеатрах появится как минимум десять фильмов с его участием! Среди них самыми заметными станут продолжение фильма «Пипец» и третья часть «Сокровища нации» за подписью все того же Джона Тертлтауба. Остается надеяться, что отличный и суперпопулярный актер будет более разборчиво относиться к фильмам, в которых он принимает участие…

Личная жизнь

Среди возлюбленных Николаса Кейджа, по слухам, были даже Пенелопа Круз и Анжелина Джоли. Но эти романы не сыграли большой роли в его жизни.

В 1988 Кейдж начинает встречаться с моделью Кристиной Фултон, которая 26 декабря 1990 года родила ему сына Вестона.

Сегодня Вестон поет в суровой «металлической» группе Eyes of Noctum. Мы могли видеть его в эпизодической роли Владимира в фильме «Оружейный барон». С Кристиной Николас в браке никогда не состоял.

Кейдж был женат три раза. Первый брак — со знаменитой актрисой Патрицией Аркетт — продлился с апреля 1995 по май 2001. Они постоянно и очень шумно ссорились, ничуть не стесняясь посторонних, подолгу жили порознь и вообще производили впечатление крайне нестабильной пары. Тем не менее, продержались шесть лет.

Второй женой актера стала певица Лиза Мари Пресли, дочь великого Элвиса, бывшая жена Майкла Джексона. Надо отметить, что Элвис Пресли всегда был настоящим кумиром для Николаса Кейджа, он даже основал свою игру в «Диких сердцем» на образе Короля. Но брак оказался на редкость непродолжительным: поженившись с необычайной помпой в августе 2002, Ник и Лиза подали заявление о разводе всего… четыре месяца спустя! Правда, все формальности были улажены лишь к маю 2004.

«Мне грустно это говорить, но нам с ней вообще не надо было жениться.»

Третья жена до сих пор вместе с Николасом — это бывшая официантка азиатского происхождения Элис Ким, с которой он случайно познакомился в одном суши-баре, и на которой женился в июле 2004 на ранчо в Северной Калифорнии (и брак с которой всегда называет «самым счастливым»).

3 октября 2005 у них родился сын, которому родители дали на редкость необычное имя Каль-Эль (по имени Супермена). Чрезмерное увлечение Николаса комиксами привело к тому, что его сын теперь неизменно фигурирует в списках «Отпрысков звезд с самыми нелепыми именами». Говорят, Кейдж в свое время выдвигался на роль Супермена в фильме, который мог снять Тим Бертон…

Скандал с налогами

Николас Кейдж избрал для себя в высшей степени расточительный образ жизни. Он живет только в президентских суперлюксах. Он ежедневно покупает предметы роскоши. Особняки. Замки. Даже целые острова в океане. Золотые часы. Картины и статуи. Какие-то немыслимые экзотические безделушки за миллионы долларов (например, однажды он купил себе настоящий череп динозавра).

«Страсть ко всему на свете — непременное условие полноценной жизни. Если вещи перестают вас радовать — берегитесь, впереди депрессия.»

Он дарил дорогие подарки направо и налево. Количество его Роллс-Ройсов исчисляется десятками (как-то раз он купил за бешеные деньги какой-то уникальный Ламборгини иранского шаха). Реактивный самолет у него тоже есть. Будучи совершенно уверенным в том, что у него всегда и на все хватит денег, Кейдж в один из моментов крупно просчитался. Как гром с ясного неба, в 2009-м году грянул судебный иск о неуплате огромного количества налогов на недвижимость, которой Кейдж в изобилии владеет по всему миру (он покупал также старинные замки в Англии и Германии — и это помимо домов в Лос-Анжелесе, Сан-Франциско, Лас-Вегасе, Нью-Йорке…).

Кейдж был в полном шоке. Он растерянно говорил о том, что уже много лет не думает о деньгах, переложив эти заботы на плечи своих менеджеров. Он немедленно подал иск против своего доверенного в финансах Сэмюэла Левина, обвиняя его в мошенничестве и халатности — Николас был совершенно уверен в том, что Левин его просто «подставил» своим бездарным управлением и не менее бездарными советами. Левин в долгу не остался — он виртуозно доказал, что Кейдж сам повинен в своих финансовых проблемах, поскольку его страсть к непрерывным покупкам всего, что он видит вокруг себя, рано или поздно должна была окончиться бедой. Как оказалось, на протяжении нескольких лет Кейдж тратил денег больше, чем зарабатывал, и ему об этом не раз говорили совершенно прямым текстом.

Потери актера были огромными, и исчислялись буквально десятками миллионов долларов. Помимо иска от государства, он еще и вынужден был столкнуться с исками от банков, которым он также просрочил многомиллионные выплаты. Даже Кристина Фултон, мать его первого сына, не преминула подать против него иск на 13 миллионов на волне всеобщей травли Кейджа. Как человек творческий, Николас испытывал сильный стресс. Он был вынужден разбираться самостоятельно со своими деньгами, с которыми ситуация, как выяснилось, оказалась просто чудовищно запутанной. Актер изо всех сил стремился доказать главное: он недоплатил налоги вовсе не по злому умыслу, а из-за доверчивости и невнимательности… Ведь если бы умысел был доказан, Кейдж вполне мог попасть в тюрьму! Немало богачей отправились за решетку за неуплату куда меньших сумм. Это было нелегкое время для Кейджа.

Он сумел доказать свою добропорядочность, но не мог заплатить все долги. В итоге у него отобрали сразу несколько домов в Нью-Орлеане и недвижимость в Неваде. Кейдж был вынужден продать часть своей коллекции редких комиксов, которая считалась одной из лучших в Америке. Начиная с 2009 года он принимал все до единого предложения о съемках, лишь бы только выбраться из финансовой ямы. Этим объясняется его участие в очень большом количестве фильмов, среди которых попадаются откровенно слабые проекты для такого актера. Сегодня, благодаря гонорарам за множество вышедших в прокат картин, он полностью расплатился по долгам, и теперь старается тратить деньги более сдержанно. Тем не менее, нервы у него до сих пор шалят — его даже арестовали за «опасное поведение» в апреле 2011, когда он с яростью тащил свою жену Элис за руку в машину…

Впрочем, дела у актера полностью наладились, и, судя по изобилию грядущих проектов, он будет радовать нас своими новыми ролями еще очень и очень долго.

«Я теперь на том уровне, на котором меня радуют отрицательные отзывы о моих ролях, потому что мне не интересно только черное и белое. Я хочу создавать образы, не до конца понятные не только зрителю, но и мне самому. Я не хочу, чтобы все было слишком просто. Я хочу попробовать что-то необычное. И если кто-то отзывается с негативом, значит я его задел за какую-то струну. Люди могут не понимать, что я пытался сделать, но они что-то почувствовали. Это похоже на искусство, не правда ли?»

2013

Adblock частично блокирует функции сайта kinomod.ru
Чтобы комфортно пользоваться сайтом отключите на нем Adblock. Подробнее