Рейтинг КП
8.1
Рейтинг IMDB
8.5

Чужой

Alien, 1979
Чужой
Рейтинг КП
8.1
Рейтинг IMDB
8.5

В далеком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты сигнал. Экипаж, в соответствии с основными инструкциями, обязан найти и исследовать источник сигнала. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают предметы, по виду напоминающие гигантские коконы.

Сайт Kinomod.RU представляет вашему вниманию информацию о фильме Чужой / Alien: актеры, режиссеры, рейтинг фильма по версии КиноПоиска и IMDB, кадры и постеры, возможность оставить отзыв к кинокартине Чужой (1979).

  • «Сырой» вариант картины длился 192 минуты (итоговая версия намного короче — 117 минут).
  • Ридли Скотт занял режиссерское кресло после того, как его покинули четыре предыдущих кандидата.
  • В первом варианте сценария Рипли была мужчиной.
  • Роль Рипли изначально предлагалась Веронике Картрайт, но впоследствии выбор пал на Сигурни Уивер. Впрочем, Вероника также получила в проекте одну из главных ролей.
  • Многие диалоги являются импровизацией.
  • В костюм «чужого» мог облачиться Питер Мейхью, исполнитель роли Чубаки в «Звездных Войнах». Рост этого британского гиганта составляет 2,21 м. В итоге эта роль досталась Боладжи Бадеджо (2,18 м).
  • Для съемок было изготовлено три варианта «Чужих»: сама модель и два костюма, в которые облачались статисты.
  • Американский писатель-фантаст А.Э. ван Вогт обвинил создателей картины в плагиате, утверждая, что они украли его идею, описанную в книгах «Discord in Scarlet» (1939) и «Voyage of the Space Beagle» (1950). Но судебный процесс он выиграть не сумел.
  • По сценарию у Рипли и Далласа должна была быть постельная сцена, но ее решили не снимать.
  • В первых набросках художника пришелец был снабжен глазами, но для съемок картины было принято решение избавиться от них, дабы придать существу более зловещий вид.
  • Ни одна из кинокомпаний не хотела браться за этот проект, посчитав его слишком жестоким и кровавым. Однако вскоре нашелся смельчак по имени Уолтер Хилл, представляющий интересы компании «20th Century Fox». Тем не менее, он тоже внес свою лепту в судьбу картины, посчитав первый вариант сценария чересчур мрачным. Ридли Скотт был вынужден удалить слишком жестокие сцены.
  • После первых недель съёмок, Дэн О’Бэннон попросил у продюсеров разрешения посмотреть отснятый материал, но получил отказ. Однако, О’Бэннону удалось просмотреть материал: он договорился с киномехаником и находился в комнате с кинопроектором во время показа чернового материала.
  • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер изменили имена всех персонажей в сценарии Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта. В сценарии О’Бэннона и Шусетта герои были прописаны таким образом, что их могли сыграть как мужчины, так и женщины. По словам сценаристов, они писали роль Рипли исключительно как мужскую.
  • Г.Р. Гигер создал несколько моделей чужих, из которых был выбран окончательный вариант.
  • На одном из этапов разработки проекта создатели фильма подумывали сделать тело чужого полупрозрачным.
  • Известнейший слух – никто из актеров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» чужого – по большому счету, правдив. Актерам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью.
  • По словам Дэна О’Бэннона, идея вынашивания чужеродного организма в человеческом теле пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё. Стоит добавить, что отдельные виды ос всё же откладывают яйца в телах других организмов: например, осы ихневмон и осы бракониды. Первые откладывают яйца в различных жуков, вторые – в определенные виды гусениц. В обоих случаях организм-носитель погибает при рождении осы.
  • Для сцены внутри инопланетного космического корабля было создано 130 яиц чужих.
  • Режиссерская версия фильма, вышедшая в 2003 году, стала возможной благодаря 100 коробкам с пленками картины, обнаруженным на одном из складов студии.
  • Детали для декораций внутренних помещений «Ностромо» были найдены на кладбище самолетов.
  • Изначально Джон Финч должен был сыграть Кейна, но в первый день съёмок у него случился приступ диабета. Ридли Скотт знал, что Джон Хёрт не задействован на других проектах, и предложил ему роль. Уже на следующий день Хёрт приступил к съёмкам.
  • Для того чтобы создать эффект резкого ускорения «Ностромо», несколько человек трясли и раскачивали кресла, в которых сидели актеры.
  • Когда таможенники увидели модели фэйсхаггеров Г.Р. Гигера, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали его на американской границе. Дэну О’Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить властям, что это – модели для фильма ужасов.
  • Сцена «рождения» чужого была снята с первого дубля, используя четыре камеры.
  • Для того чтобы испугать кота Джонса, перед ним посадили немецкую овчарку.
  • Рон Кобб, делавший наброски для фильма, предложил, чтобы у чужого в качестве крови была кислота.
  • Джерри Голдсмит был в ярости, узнав, что Ридли Скотт и монтажер фильма Терри Роулингс существенно изменили его музыку, написанную специально для фильма.
  • Эш отсутствовал в первой версии сценария Дэна О’Бэннона.
  • Дэн О’Бэннон и Г.Р. Гигер познакомились на разработке проекта «Дюна» Алехандро Ходоровского – проекта, который так и не состоялся.
  • Сигурни Уивер была утверждена на роль Рипли, после того как продюсеры увидели пробы актрисы, на которых она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки «Ностромо».
  • Идея фильма возникла у Дэна О’Бэннона, после того как он разочаровался реализацией своего первого сценария, «Темная звезда» (1974), который поставил Джон Карпентер. О’Бэннон писал сценарий «Чужого» с прицелом на гораздо больший бюджет, чем был у «Темной звезды», и значительно расширив хоррор-элемент.
  • Еще до начала работы над сценарием к «Чужому» Рональд Шусетт приобрел права на рассказ Филипа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который впоследствии трансформируется в сценарий к картине «Вспомнить всё» (1990)) и попросил Дэна О’Бэннона помочь ему адаптировать произведение известного фантаста для большого экрана. В то же самое время О’Бэннон придумал историю об инопланетянине на космическом корабле. Новоиспеченные партнеры решили сначала написать сценарий об инопланетном монстре, т.к., по их мнению, данный проект было легче реализовать.
  • Первоначальное название картины – «Star Beast».
  • В первые шесть минут фильма нет диалогов.
  • Слово «fuck» произносится по ходу действия фильма 5 раз (Рипли говорит «fuck» четыре раза за фильм).
  • Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза (с $4.2 миллионов до $8.4), после того как Ридли Скотт показал свои раскадровки.
  • Ридли Скотт с радостью согласился поставить фильм, т.к. разработка предыдущего проекта, на котором он работал, зашла в тупик.
  • Три модели «Ностромо» различной длины и массы были построены для съёмок фильма.
  • Продюсеры третьесортного фильма ужасов «Оно! Ужас из космоса» (1958) подумывали подать на авторов «Чужого» в суд за плагиат, но не стали этого делать.
  • Изначально космический корабль должен был называться «Снарк» (фантастическое животное из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»), затем название изменили на «Левиафан» (морское чудовище, описанное в Библии; громадина, плавучая махина (о судне)). В конце концов, было решено остановиться на «Ностромо» (название корабля повторяет название книги Джозефа Конрада. На итальянском «nostromo» означает «боцман»).
  • Имя компьютера «Ностромо» — «Мать». Имя компьютера на корабле в фильме «Чужой 4: Воскрешение» (1997) – «Отец».
  • Два тридцатисекундных обратных отсчета в фильме продолжаются соответственно 36 и 37 секунд.
  • Вероника Картрайт узнала о том, что она не получила главную роль, только тогда, когда её попросили прийти на съёмочную площадку для примерки нескольких костюмов её героини, Ламберт.
  • Космические костюмы, в которые одеты Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были чрезвычайно неудобны, сделаны из нейлона и не пропускали воздух. Актеры, одетые в такие костюмы, изнывали от невероятной жары и очень часто падали в обморок. На съёмках постоянно присутствовала медсестра, которая следила за физическим состоянием трех актеров и оказывала им первую помощь. Только после того, как для съёмок одной из сцен в костюмы одели детей Ридли Скотта и Дерека Ванлинта (оператор), и они также потеряли сознание, были внесены некоторые изменения в дизайн костюмов.
  • В начале съёмок Ридли Скотту приходилось каждый день выслушивать наставления девяти продюсеров, которые постоянно жаловались на то, что Ридли уж слишком много времени тратит на съёмки той или иной сцены.
  • В первый день съёмок сцен с участием кота Джонса, кожа Сигурни Уивер покрылась сыпью. Сигурни испугалась, что у неё аллергия на кошек, и её вполне могут уволить, т.к. для студии было намного проще заменить никому не известную актрису, чем найти четырех идентичных котов. Как оказалось, у Уивер была аллергия на глицерин, который служил имитацией пота на коже актрисы.
  • Название компании — Weylan Yutani. В фильме «Чужие» (1986) Джеймс Кэмерон немного подкорректировал название — Weyland Yutani.
  • В костюме чужого были использованы пластилин и детали моторов Rolls Royce.
  • Создатель спецэффектов Брайан Джонсон работал одновременно над этим фильмом и картиной «Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар» (1980).
  • Для того чтобы снять сцену «рождения» чужого, Джону Хёрту пришлось просунуть голову, плечи и руки в специальную дыру в столе, соединенном с искусственным туловищем, в котором содержался сжатый воздух и множество внутренностей животных.
  • Вопль, который издает новорожденный чужой, – это комбинация звуков шипения гадюки, визга свиньи и плача ребенка.
  • Для сцен, где чужой перемещается по кораблю, декорации помещений специально перестраивали под Боладжи Бадеджо, для того чтобы облегчить его движения и предоставить ему больше мест, где можно спрятаться. Однако, несмотря на все усилия декораторов, Боладжи несколько раз рвал костюм чужого.
  • В сцене, где Эш проводит аутопсию фэйсхаггера, тело последнего было сделано из свежих моллюсков, устриц и овечьей почки.
  • Некоторые мониторы с «Ностромо» будут также использованы в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
  • Эмбриональные движения фэйсхаггера (до того как он выпрыгивает из яйца) были созданы руками Ридли Скотта, одетыми в резиновые перчатки.
  • В сцене, где Ламберт, Даллас и Кейн осматривают инопланетного пилота, их роли исполнили дети Ридли Скотта и Дерека Ванлинта, для того чтобы придать помещению и инопланетянину больший размер.
  • Название компании «Weyland Yutani» появляется на экране компьютера во время посадки.
  • Звук, который можно услышать на заднем плане в лаборатории, где лежит Кейн с фэйсхаггером на голове, также можно услышать в комнате Декарда в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
  • Для декорации пола на «Ностромо» были использованы перевернутые и перекрашенные ящики для бутылок из-под молока.
  • Несмотря на то, что в 2003 году вышла режиссерская версия фильма, куда было добавлено несколько новых сцен, Ридли Скотт сделал специальную пометку в DVD-издании, гласящую, что настоящей режиссерской версией фильма он считает версию, смонтированную в 1979 году, еще до выхода картины на экраны. Режиссерская версия, в настоящее время доступная на DVD, была названа режиссерской, исходя лишь из коммерческих соображений.
  • Для того, чтобы добиться эффекта пара, идущего из шлемов, был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов.
  • Автор рекламных слоганов Барбара Гипс придумала известнейший тэглайн: «В космосе никто не сможет услышать твой вопль».
  • Боладжи Бадеджо, сыгравший чужого, до начала фильма брал уроки пантомимы и занимался Тай-Цзи Цюань (китайская гимнастика).
  • В начальной сцене, когда мы видим различные помещения «Ностромо», можно заметить кофеварку «Krups». Точно такая же модель кофеварки была использована как «Мистер Синтез» в фильме «Назад в будущее» (1985).
  • Большинство известных продюсеров имеет целый штат людей, которые читают сценарии, а затем пишут краткую версию сюжета. Сценарий «Чужого» был охарактеризован, как «это почти «Челюсти», но в космосе».
  • Для создания тонкого слоя тумана, который покрывает яйца чужих, была использована дымовая установка, позаимствованная у группы «The Who».
  • На пост режиссера рассматривались кандидатуры Роберта Олдрича, Питера Йэтса, Джека Клейтона, Дэна О’Бэннона и Уолтера Хилла.
  • Внутренности яиц чужих, которые рассматривает Кейн, содержали настоящие органические элементы. В их дизайне были использованы сердца и желудки коров. Хвост фэйсхаггера – овечьи кишки.
  • Билл Патерсон мог исполнить одну из ролей в фильме.
  • Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер в роли Рипли, Ридли Скотт показал её пробы нескольким женщинам из производственного отдела, которые положительно отозвались о её игре.
  • По словам Ридли Скотта, вдохновением для съёмок фильма ему послужили «Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977) и «2001 год: Космическая одиссея» (1968) за изображение космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974) за атмосферу страха.
  • Упомянутая в фильме звездная система Zeta-2 Reticuli реально существует. Это двойная звезда, на расстоянии 39 световых лет от Земли.
  • Эш возглавляет список из семи любимых персонажей фильмов ужасов американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Джосса Уидона.
  • Единственная работа Боладжи Бадеджо.
  • В этом фильме Чужого играет нигериец Боладжи Бадеджо, студент и дизайнер, который был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привел его к Ридли Скотту. Скотт считал, что Бадеджо с его ростом 218 см, сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл также изображали Чужого в ряде сцен.
  • Аниматронную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди, прославившийся благодаря фильму «Кинг-Конг» (1976).
  • Для создания маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
  • «Лицехват» и яйцо чужого Г.Р. Гигер собрал из бараньих и коровьих внутренностей, моллюсков и костей рыб.
  • Главная героиня фильма Элен Рипли носит электронные часы Casio модель F-100 с двойным циферблатом. После выхода фильма они гораздо сильнее растиражировались и стали объектом фан-арта и подражаний.
  • Ридли Скотт признавался в многочисленных интервью, что он хотел снять более мрачный фильм с фатальной развязкой. В частности, картина должна была заканчиваться сценой откусывания головы Рипли. Но кинокомпания «20th Century Fox» не пошла на поводу у режиссера и предложила смягчить окончание.
  • Вероника Картрайт после выхода картины на экраны призналась, что в сцене, где ноги ее героини опутывает хвост «чужого», на самом деле ноги не ее. Они принадлежат Гарри Дину Стэнтону (Брэтт), и происходит данное событие при съемках абсолютно другой сцены.
  • В сцене, где команда «Ностромо» просыпается после гиперсна, груди Вероники Картрайт и Сигурни Уивер были покрыты киперной лентой.
  • Сцена, в которой Даллас преследует чужого в вентиляционных шахтах, а остальная команда корабля предупреждает его, чтобы он поскорее покинул вентиляционную систему, была снята за один день.
  • Подкрашенная вода использовалась в качестве «крови» Эша.
  • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер предложили идею того, чтобы Эш был роботом.
  • Для того чтобы снять сцену гибели Паркера, была сделана специальная резиновая голова Яфета Котто, набитая свиными мозгами. Лоб был сделан из воска, для того чтобы зубы чужого могли с легкостью его пробить.
  • Роджер Дикен, отвечавший за спецэффекты в сцене «рождения» чужого, хотел, чтобы последний выбирался из груди Кейна с помощью маленьких рук, но его идею отклонили.
  • Гибель робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, а когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе и разговаривает, планировалось использовать аниматронную голову, но та выглядела очень неестественно и поэтому в столе проделали дыру, через которую актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову; в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока, которое было у андроида вместо крови.
  • Сцены, которые не вошли в прокатную версию, но были в режиссёрской версии:
    • В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн буксира.
    • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшей туда Ламберт. Ламберт в кадре не показывается и ничего не говорит, в сценарии Кейн здоровается с подошедшими туда поочерёдно остальными членами команды.
    • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит.
    • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
    • Даллас, Кейн и Ламберт находят труп пилота-инопланетянина.
    • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
    • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
    • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
    • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля.
    • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
    • Разговор между Паркером и Брэттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
    • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брэтт уходят делать электрошокер.
    • Постельная сцена между Рипли и Далласом.
    • Сцена смерти Брэтта в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брэтта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
    • У сцены смерти Брэтта был альтернативный вариант: рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь.
    • После того, как Чужой утаскивает Брэтта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь.
    • Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшем.
    • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш.
    • Ламберт вызывает по передатчику Эша.
    • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Брэттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта.
    • Перед смертью Паркер кричит Чужому: «Я убью тебя, урод!»

    Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:

    • Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером.
    • Сцена исследования корабля Космических жокеев.
    • Разговор Рипли с Далласом об Эше.
    • Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа.
    • Первоначальные поиски Чужого.
    • Поиски Чужого в вентиляции.
    • Получение Рипли доступа к «Матери».
    • Подготовка Эша к допросу.
    • Вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.
Сатурн, 1980 год
Победители: 3/8
Лучший режиссер: Ридли Скотт
Лучшая актриса второго плана: Вероника Картрайт
Лучший научно-фантастический фильм
Номинации: 5/8
Лучшая DVD-коллекция
Лучшие спецэффекты: Брайан Джонсон, Nick Allder
Лучший грим
Лучшая актриса: Сигурни Уивер
Лучший сценарий: Дэн О’Бэннон
Британская академия, 1980 год
Победители: 2/7
Лучший саундтрек: Джим Шилдс
Лучшая работа художника-постановщика: Майкл Сеймур
Номинации: 5/7
Лучшая мужская роль второго плана: Джон Хёрт
Лучшие костюмы: Джон Молло
Лучший монтаж: Терри Роулингс
Самый многообещающий дебют в главной роли: Сигурни Уивер
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму: Джерри Голдсмит
Оскар, 1980 год
Победители: 1/2
Лучшие визуальные эффекты: Карло Рамбальди, Ханс Руди Гигер, Дэннис Айлинг, Брайан Джонсон, Nick Allder
Номинации: 1/2
Лучшие декорации: Роджер Кристиан, Лесли Дилли, Майкл Сеймур, Йен Уитэйкер
Золотой глобус, 1980 год
Номинации: 1/1
Лучший саундтрек: Джерри Голдсмит
Сан-Себастьян, 1979 год
Победители: 1/1
Серебряная раковина за лучшую работу оператора и спецэффекты
Adblock частично блокирует функции сайта kinomod.ru
Чтобы комфортно пользоваться сайтом отключите на нем Adblock. Подробнее