Рейтинг КП
8.1
Рейтинг IMDB
8.4

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now, 1979
Апокалипсис сегодня
Рейтинг КП
8.1
Рейтинг IMDB
8.4

Во время Вьетнамской войны капитан Уиллард отправляется вверх по реке в Камбоджу со спецзаданием: найти и убить сумасшедшего полковника Курца, создавшего в отдалённом районе нечто вроде собственного культа. По пути капитан становится свидетелем безумия и ужасов войны.

Сайт Kinomod.RU представляет вашему вниманию информацию о фильме Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now: актеры, режиссеры, рейтинг фильма по версии КиноПоиска и IMDB, кадры и постеры, возможность оставить отзыв к кинокартине Апокалипсис сегодня (1979).

  • Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902).
  • В сценах с Дэннисом Хоппером можно заметить надпись Apocalypse Now на каменных сооружениях.
  • Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль журналиста, который делает репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
  • По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
  • Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю, на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемки продлились 1 год 4 месяца.
  • Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
  • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
  • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
  • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
  • Полное имя героя Шина – Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
  • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
  • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен.
  • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
  • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету – лишь в темноте.
  • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
  • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
  • В некоторых сценах звук взлетающих вертолётов был воспроизведен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
  • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту президент Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе вертолеты и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
  • По графику съемки фильма должны были длиться чуть больше шести недель, но растянулись на 16 месяцев.
  • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
  • По слухам Коппола и многие другие из съемочной группы в процессе съемок находились под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном уличили актера Сэма Боттомса.
  • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
  • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
  • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук вертолётов) испортили большинство сцен с диалогами.
  • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма «Блики в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
  • Героя Г.Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
  • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишбёрн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
  • «Я уверен, что создал произведение искусства, и не мог сделать лучше», — сказал Фрэнсис Форд Коппола об «Апокалипсисе сегодня».
  • Джон Милиус рассказывал, что на написание сценария его вдохновили слова профессора, у которого он учился: профессор утверждал, что никому ещё не удавалось снять хороший фильм по книге «Сердце тьмы», несмотря на то, что попытки сделать это предпринимались такими легендарными людьми, как Орсон Уэллс и Ричард Брукс. Сценарий Милиуса вовсе не предполагал, что фильм станет антивоенным, как это впоследствии произошло. Милиус придерживался политически правых взглядов, и сценарий фильма включал несколько монологов, в которых полковник Курц восхвалял достоинства войны и образа жизни воина. Сам Милиус отказался режиссировать фильм, считая, что для этой роли гораздо более подходит Джордж Лукас.
  • Американское правительство и военное командование, видя, что Коппола собирается снять фильм, который не совпадёт с официальной точкой зрения на войну во Вьетнаме, отказалось каким-либо образом помогать в съёмках фильма. Коппола нашёл поддержку у правительства Филиппин, которое было тогда в натянутых отношениях с США.
  • В процессе съёмок страданий капитана Уилларда в отеле Сайгона Коппола стремился к максимальному правдоподобию, и сам Шин поддерживал его в этом, вгоняя себя в депрессию и намеренно злоупотребляя алкоголем. Ему потребовалось длительное время, чтобы восстановиться и вернуться к работе, и Коппола подумывал даже о том, чтобы свернуть производство фильма. Когда съёмки возобновились, Шина стремились не нагружать, и в некоторых сценах, которые надо было переснять, Мартина подменял его брат Джо Эстевес, похожий на Шина и внешне, и голосом. Позже он также озвучивал некоторые из диалогов фильма.
  • Известно высказывание Копполы о съёмках: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума». Поскольку Коппола вложил в съёмку фильма собственные средства, он испытывал беспрецедентное давление — в случае, если бы фильм не был закончен в приемлемые сроки или оказался бы коммерчески неуспешным, режиссёр оказывался перед риском банкротства.
  • На просмотр всего отснятого материала требовалось около 15 часов. Из-за этого монтаж фильма, который в то время занимал около полугода, растянулся почти на двухлетний срок. Когда был готов первый вариант фильма, оказалось, что он длится более пяти часов, и для проката его необходимо было сильно сократить. Коппола вспоминал, что это был весьма тяжёлый для него процесс, приходилось выбрасывать целые сюжетные линии, на съёмку которых было потрачено много времени, сил и средств. В конце концов Коппола смонтировал трёхчасовой вариант фильма, который был показан на фестивале в Каннах в 1979 году в качестве «неоконченной работы». Картина имела ошеломляющий успех и завоевала главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». На пресс-конференции в Каннах Коппола произнёс ставшие известными слова: «Мой фильм — не о Вьетнаме; он и есть Вьетнам».
  • Коппола объяснил, почему в картине нет и не должно быть титров: каждому зрителю, пришедшему на просмотр в любой точке планеты, вместе с билетом должны вручить специальный буклет с подробным рассказом о съёмках фильма и с подробной информацией о его создателях с перечнем всех членов съёмочной группы.
  • Роджер Эберт, объявил «Апокалипсис сегодня» лучшим фильмом 1979 года и впоследствии добавил его в свой список великих фильмов на том основании, что «он продвигается гораздо дальше, чем все остальные, в тёмные уголки человеческой души». По словам Эберта, это «не столько фильм о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не знать».
  • Некоторые участники войны во Вьетнаме считают фильм «Апокалипсис сегодня» самым правдоподобным фильмом об этой войне.
  • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
  • В фильме по-настоящему убивают корову.
  • В частной беседе во время приезда в Москву в 1979 году Коппола рассказывал, что в предыдущем варианте финала последним кадром фильма должен был стать наезд камеры (с общего плана на крупный) на лицо Уилларда, выходящего к аборигенам после убийства полковника Курца. По первоначальному замыслу режиссёра этот последний кадр должен был перекликаться с первым (так и не снятым), которым фильм должен был открываться: в режиссёрском сценарии сохранилось упоминание о стремительном движении камеры из космического пространства к Земле, к Юго-Восточной Азии, к Вьетнаму, к Сайгону, к отелю, где на кровати лежит Уиллард, и остановиться камера должна была на лице Уилларда (то, с чего сейчас фильм и начинается).
  • Существует несколько различных версий титров в конце фильма. Релиз фильма на плёнке 70 мм не содержит титров в конце (кроме надписи Copyright 1979 Omni Zoetrope), и в последних кадрах фильма Уиллард плывёт на катере мимо статуи каменного идола, которая постепенно растворяется в темноте. В версии на плёнке 35 мм титры показываются на фоне взрывов. В версии 1979 года, наиболее распространённой, титры идут на чёрном фоне. В версии Redux титры также показываются на чёрном фоне, но при этом звучит музыка и слышны звуки джунглей.
  • Среди невошедших в фильм сцен на Blu-ray издании последней идёт сцена под названием Special forces knife. В этой сцене капитан Уиллард становится свидетелем убийства фотожурналиста по приказу Курца, из-за того что тот сделал его снимок. Фотожурналиста убивает Колби (военный, перешедший на сторону Курца), после чего Уиллард мечет в Колби нож и убивает его самого.
Оскар, 1980 год
Победители: 2/8
Лучший звук: Уолтер Мёрч, Richard Beggs, Mark Berger, Nathan Boxer
Лучшая работа оператора: Витторио Стораро
Номинации: 6/8
Лучший фильм: Грэй Фредериксон, Фрэнсис Форд Коппола, Том Штернберг, Фред Рус
Лучшая мужская роль второго плана: Роберт Дювалл
Лучший режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Лучший адаптированный сценарий: Фрэнсис Форд Коппола, Джон Милиус
Лучшие декорации: Дин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
Лучший монтаж: Ричард Маркс, Уолтер Мёрч, Джералд Б. Гринберг, Лиза Фрухтман
Британская академия, 1980 год
Победители: 2/9
Лучшая мужская роль второго плана: Роберт Дювалл
Лучший режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Номинации: 7/9
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму: Фрэнсис Форд Коппола, Кармине Коппола
Лучший фильм
Лучшая мужская роль: Мартин Шин
Лучшая работа оператора: Витторио Стораро
Лучший саундтрек: Уолтер Мёрч, Ричард П. Циринционе, Nathan Boxer
Лучший монтаж: Ричард Маркс, Уолтер Мёрч, Джералд Б. Гринберг, Лиза Фрухтман
Лучшая работа художника-постановщика: Дин Тавуларис
Каннский кинофестиваль, 1979 год
Победители: 2/2
Золотая пальмовая ветвь: Фрэнсис Форд Коппола
Приз ФИПРЕССИ - конкурсная программа: Фрэнсис Форд Коппола
Сезар, 1980 год
Номинации: 1/1
Лучший фильм на иностранном языке: Фрэнсис Форд Коппола
Золотой глобус, 1980 год
Победители: 3/4
Лучший режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Лучший саундтрек: Фрэнсис Форд Коппола, Кармине Коппола
Лучшая мужская роль второго плана: Роберт Дювалл
Номинации: 1/4
Лучший фильм (драма)
Adblock частично блокирует функции сайта kinomod.ru
Чтобы комфортно пользоваться сайтом отключите на нем Adblock. Подробнее