Как снимался «Терминатор 2»

Я вернусь! Крылатая фраза из первого фильма, которая стала одной из главных киноцитат в истории, прозвучала не просто так. Он ушел, но обещал вернуться. И вернулся-таки! По мнению многих, в самом успешном сиквеле за всю историю кино.

Режиссерский талант Камерона, похоже, только креп с годами. Само собой, получив в свое распоряжение в десятки раз больше ресурсов, и технологии, сумевшие значительно продвинуться за время, прошедшее со съемок первой части, Джеймс просто обязан был выдать такое зрелище, равного которому еще не было на свете. Так оно, в конечном счете, и вышло.

Продолжения ждали как манны небесной. Его ждали уже на следующий день после премьеры первого фильма в 84-м. Его ждали и на следующий год. На самом деле о продолжении заговорили сразу после выхода «Терминатора» на экраны – когда всем стало ясно как день, что это потрясающее зрелище от талантливых создателей, и что от него невозможно оторваться на протяжении всего просмотра. Джеймса буквально замучили вопросами о том, когда же наконец он начнет снимать вторую часть. Так что появление «Судного дня» было всего лишь вопросом времени. О скором начале съемок объявили сразу после премьеры первого фильма (заявленный бюджет 12 миллионов). На деле все вышло значительно круче.

Когда команда собралась вновь, в нее вошли многие старые знакомые, которые и сделали оригинального «Терминатора» столь выдающимся. Под крылом Камерона снова оказались оператор Адам Гринберг, неподражаемый мастер спецэффектов Стэн Уинстон, и конечно же, Арнольд Шварценеггер и Линда Хэмилтон. «Терминатор 2» должен был показать знакомые образы, столь полюбившиеся зрителям в восьмидесятых, а еще привнести много нового, свежих и оригинальных моментов, от которых должно было прямо-таки захватывать дух!

Фильм и впрямь получился масштабный – в отличие от сделанного за считанные центы первого «Терминатора», это был дорогущий проект первоначальной стоимостью 75 000 000 долларов (в процессе съемок бюджет разросся более чем до ста миллионов!), в котором было занято больше тысячи человек, день и ночь трудившихся в течение полугода – и это не считая работы над спецэффектами, занявшей почти год. В то время это был самый дорогой кинопроект в мире – первый фильм в истории стоимостью более ста миллионов.

Постапокалиптические сражения с роботами в пустыне Мохаве, осушенные каналы Лос-Анжелеса и реанимированный заброшенный металлургический завод потрясли зрителей до глубины души – а ведь здесь было на что взглянуть и помимо всего этого… Чего стоит один только взрыв трехэтажного офисного здания – безо всяких там миниатюр, в натуральную величину! И всякий раз перфекционист Камерон делал дубль за дублем до тех пор, пока не получал именно то, что задумал. Именно поэтому его фильмы неизменно потрясают любого скептика. Их образы отточены, построение их сцен – образцовое.

Камерон чувствовал, что в состоянии взяться за фильм лишь тогда, когда будет полностью готов к этому. Он не спешил, занимаясь другими гениальными проектами – «Чужими» и «Бездной». Время пришло спустя долгих шесть лет после того, как фильм-оригинал увидел свет.

Фирма «Hemdale Film», которая владела половиной прав на «Терминатора» (вторая половина принадлежала «Carolco»), к концу восьмидесятых благополучно обанкротилась, так что Камерон не мог взяться за работу, пока эта проблема не будет решена. Роль движущей силы сыграл Арнольд Шварценеггер – он убедил крупного продюсера с «Carolco» Марио Кассара взять проект под свою опеку целиком, обещая, что это будет «нечто потрясающее». В итоге Кассар доверился авторитету Арнольда, и в начале 1990 года выкупил права на «Терминатора» у «Hemdale» за пять миллионов долларов, сделав компанию «Carolco» единственным и полным правообладателем. Камерон получил, наконец, возможность сделать долгожданный фильм.

Задолго до того, как был снят первый кадр, началась напряженная работа – Камерон с невероятной дотошностью готовился к процессу съемок, нарабатывая материал таким образом, чтобы во время самого процесса только переносить на пленку уже готовые сцены, придуманные заранее. Это его принцип: он тщательно прорабатывает все планы, вплоть до мелочей, отбирает образы, прокручивает в голове все действие от начала до конца, так что при съемках ему совершенно точно известно, где стоит камера, и кто и как выглядит и что говорит.

Примечательно, что у Камерона не было готового сценария для своего нового фильма, не было даже сюжета – историю про десятилетнего Джона Коннора Джеймс придумал уже после того, как Шварценеггер получил принципиальное согласие от Кассара на запуск проекта. Сам сценарий был написан примерно за месяц, а потом Камерон принялся за рисование. Блестящий художник (талантливый человек талантлив во всем!), Камерон за короткое время нарисовал сотни эскизов, на которых было изображено все то, что зрители во всей красе увидели на экране: и погоня грузовика за мальчишкой на мотоцикле, и расщепленное пулями тело Терминатора из жидкого металла, и даже фигура, которая поднимается прямо из пола! Теперь оставалось только придумать, каким образом воплотить все это в жизнь. А это было очень и очень непросто.

Сначала Камерон изложил свои идеи Стэну Уинстону, после чего в студии спецэффектов принялись за изготовление макетов, чтобы режиссер мог в трехмерном изображении получить то, что он задумал, и внести необходимые коррективы. Тут было много всего: и как сделать пулевые пробоины «жидкого» Терминатора, и как добиться эффекта расплавленного металла в емкости, где должен был растаять Т-1000 – сотни позиций, каждая из которых должна была быть воплощена максимально достоверно. Для Уинстона это был своего рода вызов, который он принял с гордостью.

«Чем более фантастична ситуация, тем реалистичнее она должна выглядеть» — это была главная идея Камерона. Так что спецэффекты должны быть не просто образцовыми – революционными, такими, каких зритель до сих пор еще не видел нигде и никогда. Воистину, Камерон недаром имеет славу режиссера, который раздвигает рамки возможного. Но за это приходится платить свою цену: порой создание фильмов этого автора становится для всех участников настоящим испытанием.

Мастера по изготовлению миниатюр по указанию Камерона изготовили маленькие копии локаций, в которых разворачивалось основное действие, и с их помощью режиссер отработал все движения камеры и всю визуализацию сцен, попавших в исходный продукт – здесь были и тоннели, по которым режиссер гонял модельки грузовика и мотоциклов, и металлургический завод. К слову, так же Камерон сделал и при съемках «Титаника» — это сэкономило массу времени, и дало тот самый эффект кристальной ясности и четкости сцен, который многие отмечают при просмотре творений этого режиссера.

А пока Камерон «играл в машинки», Линда Хэмилтон и Роберт Патрик, игравший «злого» Т-1000, под присмотром бывшего израильского спецназовца Узи Гала тренировались на полигоне в стрельбе из самого настоящего боевого оружия. Стремящийся к совершенству Камерон просто не мог допустить, чтобы у зрителя возникла хотя бы тень сомнения в том, что Сара Коннор не умеет обращаться с пушками. По сценарию, за десять лет, прошедшие со времени событий, описываемых в первом фильме, она стала настоящей амазонкой – и Линде пришлось соответствовать имиджу своей героини. Вот почему все герои так умело палят в кадре из разнообразных пистолетов и винтовок. Кроме того, старательная Линда три месяца качалась в спортзале, сбросив четыре килограмма веса и приобретя к началу съемок нужную форму.

Отдельного упоминания заслуживает Эдвард Ферлонг – парень, которого отобрали из более чем трехсот претендентов на эту роль. Сперва роль предложили Чарли Корсмо, и даже Камерон был не против этой кандидатуры, но Чарли отказался из-за того, что уже начал сниматься в фильме «А как же Боб?» (сгинувшем в пучине забвения, кстати). Это было к лучшему: директор по кастингу Мэли Финн в поисках нового претендента совершенно случайно наткнулась на площадке спортклуба в Пасадене на мальчишку, который играл в бейсбол с одноклассниками, и подходил на роль Джона куда лучше Корсмо. Как только Камерон увидел Ферлонга, он без раздумий утвердил его на съемки. Для Эдварда началось нелегкое время.

За месяцы подготовки к съемкам ему пришлось провести много часов в спортзале, где его готовили к предстоящему изматывающему графику, еще он брал уроки актерского мастерства, а кроме того, научился у мастеров по мотокроссу водить мотоцикл, и спустя короткое время уже носился во весь опор по гоночной трассе за рулем спортивной «Хонды». Неплохо, учитывая то, что до «Терминатора» парень даже близко не подходил к мотоциклу — а кадре он управляется с ним очень уверенно. Примечательно, что съемки никак не повлияли на учебу Эдварда – он продолжал проходить школьную программу и даже делать уроки.

Съемки начали с пустыни недалеко от Лос-Анжелеса – именно там были сняты кадры с бегущими среди руин солдатами и опрокидывающимся пикапом, в кузове которого установлен пулемет. Позднее отснятый материал совместят со съемками миниатюрных моделей летающих роботов и роботов на гусеничном ходу. Потом на полученные кадры с помощью компьютерной анимации накладывались лучи лазеров и дым, и в итоге получалась полная иллюзия битвы людей с огромными механизмами.

Эти сцены были в целом сделаны таким же образом, как и сцены из первого «Терминатора» — за тем лишь исключением, что все стало более продвинутым, сложным и навороченным. В кадре теперь были одновременно два гусеничных TX и летающий «Охотник», подвешенный на струнах. Так же, как и прежде, модели снимались с двойным ускорением, а потом при съемках людей на поле боя получившиеся кадры проецировались на огромный экран на заднем плане. Все было еще более плавным и реалистичным, чем раньше. Кроме того, добавили множество деталей, нарисованных на компьютере.

Над спецэффектами работали старые знакомые из «Fantasy II» (сцены боев будущего с использованием моделей плюс модель грузовика с цистерной, которые опрокидываются в конце), компания «4-Ward Production» (обладатели двух «Оскаров» Роберт и Деннис Скотаки отвечали за сцену ядерного взрыва), а также фирма Джорджа Лукаса «Industrial Light and Magic», обеспечившая революционную компьютерную графику, лучшую в мире на то время. И в тесной связке со всеми этими фирмами (и добрым десятком фирм поменьше) работал гуру спецэффектов Стэн Уинстон и его студия.

«Эндоскелеты, которые мы снимали во втором «Терминаторе», были, по существу, точно такими же, как робот в первом фильме, дизайн не изменился, да и не мог измениться – роботы-то по сценарию те же самые… Но мы сделали их значительно более совершенными, более продвинутыми. Т-800 невероятно натуралистичен, он больше может, в нем «больше жизни» — вспоминал Стэн Уинстон. И хотя в новом фильме металлические остовы машин-убийц появляются только на поле боя, и им отведено куда меньше времени на экране, чем эндоскелету из первого фильма, они вышли просто безукоризненными. Все их плавные движения – не анимация, это на самом деле потрясающе изготовленные и управляемые манекены.

Но в этом фильме Стэн и его команда столкнулись с еще более серьезным вызовом, чем раньше – если до того им приходилось копировать в виде манекена только Арнольда, то теперь свое воплощение в виде сложнейших кукол в натуральную величину получили и Роберт Патрик, и Линда Хэмилтон, а кроме того – еще и актер, игравший полицейского, убитого «выросшим из пола» Т-1000. И во всех случаях манекены были столь реалистичными, что их можно было запросто перепутать с живыми актерами!

Это – копия Шварценеггера в сцене с извлечением из головы Т-800 компьютерного чипа (режиссерская версия фильма). Терминатор сидит перед зеркалом, Сара достает из его головы чип, в то время, как Джон светит ей люминесцентной лампой.

Эта сцена интересна тем, что в ней не было никакого зеркала – «зазеркалье» на самом деле – настоящее помещение по ту сторону стекла, где находятся Арнольд и… сестра-близнец Линды Хэмилтон по имени Лесли, в точности копирующая все движения «оригинала». На переднем же плане – манекен, рядом с которым сама Линда. Лесли выглядит в точности так же, как сестра, она появится и в других сценах – например, в конце фильма, когда Т-1000 имитирует внешность Сары, чтобы подманить Джона. Эта сцена присутствует в театральной версии, и она одна из самых впечатляющих… А еще Лесли играет молодую Сару на детской площадке, как раз перед ядерным взрывом.

«Настоящая» Сара Коннор с дробовиком наперевес – это не Линда (Линда держится за крюк на переднем плане). На заднем же плане — Лесли. Она появляется в кадре на считанные секунды, но никакой графики – их на самом деле двое и они похожи, как две капли воды.

И это тоже близнецы! Братья Стэнтоны сыграли незадачливого охранника психиатрической лечебницы, и жидкого Терминатора, принявшего его облик. Одного брата зовут Дон (коп), другого – Дэн (Т-1000), и их не может различить даже родная мама. Но вот в момент протыкания глаза в кадре – уже манекен (и великолепно сделанный!)

Кукла так классно выполнена, что, как ни пытайся, в кадре ее невозможно отличить от человека.

Безукоризненная, невероятно убедительная сцена.

А вот и еще один впечатляющий «двойник» Арнольда – он появляется в сцене после взрыва в здании «Cyberdyne Systems», когда Терминатор шагает по вестибюлю навстречу ураганному огню. Студия Стэна Уинстона сделала замечательный поясной манекен, который в точности повторял Арнольда Шварценеггера, но имел под силиконовой «кожей» металлический череп Терминатора.

Манекеном управляли два кукловода, один из которых отвечал за движение вперед всей конструкции, а другой – за мелкую моторику (движение головы и глазных яблок). Актер и эта кукла были удивительно похожи, и известный шутник Арнольд развлекал всю съемочную группу веселыми монологами, обращенными к своему «дублеру».

«Эй, ты чего такой скованный? Расслабься приятель, это всего лишь кино! Что? Ты говоришь, тебе не платят за твою работу ни цента? Не беспокойся, я получу гонорар за нас обоих!» При этом кукловод подыгрывал Арни, управляя куклой, изображавшей искреннее возмущение.

У Арни были дублеры не только «во весь рост» — к примеру, в сцене в особняке Дайсона, где Терминатор демонстрирует изумленному ученому свою искусственную сущность, снималась механическая рука, присоединенная к плечу актера. Сначала Арни «режет» свою натуральную руку (на самом деле просто проводит по ней лезвием, через щель в котором сочится краска)…

…а потом срывает кожу, обнажая металлический каркас. Все очень натуралистично, и только блик на бицепсе выдает силиконовую кожу. Стэну Уинстону поступали сотни заявок от инвалидов с просьбой сделать им такую же штуку, и ему пришлось отвечать людям, что это всего лишь реквизит, и в качестве протеза использоваться не может при всем желании – хотя бы потому, что для управления рукой требовались слаженные действия двух кукловодов за спиной Арнольда…

А вот и манекены Роберта Патрика, «злого» Терминатора. Если не считать неуклюжей куклы за рулем грузовика в момент его столкновения с опорой моста, и недоразумения, болтающегося на заднем бампере машины, на которой герои убегают из психиатрической клиники, эти конструкции просто невероятно продвинутые и впечатляющие. Неудивительно: их автор Стэн Уинстон.

«Расщепленная голова» отлита из силиконового состава и надета на конструкцию с сервоприводами, которые позволяют концам «обломков» изгибаться.

Эта голова находилась на плечах искусственного торса, руки с крючьями тоже снабжены сервоприводами.

Расстрелянный в упор из автомата Т-1000, сидящий за рулем грузовика – это манекен с лицом и грудью, заранее испещренными воронками от попадания автоматных пуль. Видно, что у него нет шеи – только тонкий шарнир.

Т-1000, окоченевший в жидком азоте. Качество исполнения просто поражает, как и скульптура, отлитая из хрупкого полимера, и рассыпавшаяся после легендарного «Hasta la vista, Baby!»

Прямое попадание в глаз из дробовика – заряд проходит навылет. Еще один двойник Роберта, и он умеет удивленно моргать уцелевшим глазом.

Т-1000, разорванный гранатой, попавшей ему в живот, за секунду до падения… на руки ассистентов режиссера.

Линда Хэмилтон тоже получила дублершу – да не одну, а несколько! Первая – кукла с сервоприводами, которая вспыхивала и корчилась, объятая пламенем, у сетки ограждения.

Этот манекен, разинувший рот в отчаянном беззвучном крике, наводил жуть не только на всех, кто работал с ним на съемочной площадке, но и на самих создателей. Для Камерона было чрезвычайно важно, чтобы сцена получилась по-настоящему реалистичной и пугающей, поэтому на короткий эпизод было потрачено огромное количество времени и средств, прежде чем режиссер получил-таки образцовые кадры.

Съемки осложнялись тем, что кукла должна была гореть, а это означало, что у создателей не было возможности сделать несколько дублей – все должно было получиться с первого раза. К счастью, обошлось без неожиданностей – механизмы сработали как надо, и охваченная огнем Сара Коннор «погибла» максимально жутко и естественно… Все хорошо помнят эти кадры, от которых становится не по себе.

Примечательно, что Сара, которая вспыхивает, и Сара, которая цепляется за забор – это две совершенно разные куклы.

У создателей не было возможности заставить манекен вцепиться руками в сетку в процессе съемки, поэтому отдельно была снята кукла, которая горит, не держась за ограждение, и отдельно – та, что держится за него.

Третий «двойник» Линды – молодая Сара, пытающаяся защитить маленького сына на игровой площадке. Кстати, это не Линда, а Лесли – в сцене играет именно она. Как же они все-таки похожи!

А вот и четвертый манекен – «теряющий плоть» при ударе взрывной волны, и остающийся в виде голого скелета. Ударная волна имитировалась с помощью пневматической «воздушной пушки», создававшей мощный кратковременный порыв ветра благодаря открытию емкости с воздухом, сжатым под большим давлением. Специальные рыхлые материалы от этого порыва отлетали от скелета, что в сочетании с замедленной съемкой создавало потрясающую иллюзию мощной взрывной волны (хотя специалисты в один голос говорили, что человеческое тело при ядерном ударе никогда так себя не поведет). Тем не менее, художественная мощь сцены бесспорна, а ее воплощение – просто безупречное…

Разрушение взрывом города – верх реалистичности. Сходство с настоящими съемками взрывов ядерных бомб вышло потрясающее: даже эксперты по ядерному оружию отмечали, что эффект получился полный, и что это самое реалистичное изображение такого взрыва. Немудрено: прежде чем приступить к съемкам, мастера по спецэффектам пересмотрели несколько часов съемок испытаний ядерного оружия.

Для создания нужного эффекта мастерами фирмы «4-Ward Production» под руководством Стэна Уинстона были сделаны несколько масштабных моделей зданий, причем дома были тщательно склеены из тонкой бумаги на каркасе из бальзы, так, чтобы они разрушились от имитирующего взрывную волну порыва ветра, созданного той самой «воздушной пушкой». Изобретательности мастеров можно позавидовать: для достижения наилучшего эффекта разрушения они перепробовали десятки видов хрупких материалов, вплоть до крекеров и тонких ржаных хлебцев. Город разрушался и восстанавливался несколько раз подряд ради какого-то десятка планов – но они были образцовыми.

Перед съемками ответственной сцены были проведены испытания с отдельными стенами домов и моделями машин, чтобы выяснить, насколько прочными их делать, и какой силы порыв ветра создавать.

И тем не менее, не обошлось без нескольких дублей. К примеру, при съемках автобуса, который сносит взрывной волной с автострады, первый дубль был забракован Камероном начисто: у автобуса не сорвало крышу, а это было непременным условием, которое поставил Камерон перед специалистами по спецэффектам.

Пришлось переделывать. То есть, заново строить не только сам автобус (на сей раз с более «нежной» крышей), но и легковой автомобиль рядом с ним, и кусок автострады с ограждениями и пальмами! Ничего не поделаешь: перфекционист…

Знаменитая сцена погони в каналах. Грузовик пробивает кирпичный барьер, и обрушивается на бетон с шестиметровой высоты.

Первоначально Камерон хотел, чтобы грузовик был капотный – он выглядит более зрелищно. Так он и выглядел в авторской раскадровке к фильму.

Потом Джеймс отказался от этой идеи в пользу бескапотного «Фрейтлайнера» — по слухам, из-за того, что в первом «Терминаторе» была сцена, в которой Терминатор наезжает колесом машины на похожий бескапотный игрушечный грузовичок. Получилась неплохая отсылка к первой части. Хотя скорее всего, это случайность. Если уж на то пошло, бензовоз, который взрывается в финале первого «Терминатора», куда больше похож на эту игрушку, чем «Фрейтлайнер» из второй части…

Падение с большой высоты неизбежно повредило бы конструкцию машины. Так что барьер, который пробивает грузовик, перед тем, как обрушиться всей массой на дно канала, был сделан из пенопласта – чтобы не наносить дополнительных повреждений. И все равно грузовик был разбит при падении, и отправился прямиком на свалку – помимо прочего, у него разлетелся рулевой механизм, отчего одно из колес свернулось в сторону (этот момент прекрасно виден в фильме).

В кадре три одинаковых «Фрейтлайнера» — один падал с высоты, еще два мчались по дну канала, причем по недосмотру у этих последних выхлопные трубы были разной высоты, на что никто не обратил внимания при съемках…

Интересный факт: сцена, в которой у грузовика сносит крышу, появилась случайно, ее не было в сценарии. Просто Камерон, прибыв на место съемок, обнаружил, что грузовик не проходит под мостом, и решил использовать это обстоятельство для создания дополнительной зрелищной сцены.

Роберт Патрик на самом деле не ведет грузовик – он сидит с правой стороны, в то время, как за настоящим рулем, находящимся где положено, то есть слева (и опущенным вниз) скрывается каскадер, который и управляет машиной. Это было сделано для того, чтобы Роберт мог сосредоточиться на актерской игре, и не отвлекался на управление. На стадии монтажа картинка была перевернута зеркально, так что Роберт оказался слева, где и должен быть руль, и создалась полная иллюзия того, что Т-1000 действительно ведет грузовик.

Эдвард Ферлонг верхом на мотоцикле при съемках крупных планов, где он должен был оглядываться на ходу, страховался при помощи специальной дополнительной тележки, прикрепленной к автомобилю с оператором, которая оберегала Эдди от опрокидывания – все-таки он был еще ребенок, и нельзя было подвергать его даже малейшему риску. Кстати, в сценах, где снимался дублер Эдварда (съемки со спины), и сам мотоцикл и каскадер крупнее 13-летнего Ферлонга.

У Арнольда тоже были дублеры, в основном в кадре мы видим самого похожего – Питера Кента. По комплекции он точь-в точь как Арни, и это он стал главным дублером Арнольда, подменив его в 14 фильмах. В «Терминаторе 2» Кент, помимо прочего, снимался в сцене с прыжком на Харлее с высокой стены.

Увы, «вживую» этот трюк выполнить было абсолютно невозможно, хотя такой вариант и рассматривался: мешала масса мотоцикла. Чрезвычайно большой и тяжелый «Харли-Дэвидсон» модели «Fatboy» (Толстяк) оправдывал свое название на все сто. 320-килограммовый огромный аппарат предназначен для чего угодно, только не для высотных прыжков: при падении он неизбежно развалился бы на части, подвергнув риску здоровье, а возможно, и жизнь каскадера.

Мы видели иллюзию: тяжеленный мотоцикл с каскадером был прикреплен к высоко натянутому тросу, который и принял на себя большую часть веса (трос потом удалили с помощью компьютера). Так что удар о землю был ослаблен раз в десять. И все равно это был рискованный трюк, потребовавший огромного мастерства и удачи (с последней не повезло – на завершающем дубле Питер упал с мотоцикла и попал в больницу с трещиной в бедре).

Взрыв здания «Cyberdyne Systems» поражает воображение – здание на глазах превращается в огненный шар.

Это реально существующее двухэтажное здание во Фремонте, Северная Калифорния. Оно благополучно стоит до сих пор. Но оно не похоже на то, что было в фильме: дополнительный этаж был достроен в виде фасада, выглядевшего так же, как весь дом. Огонь из специальных емкостей с горючим составом был направлен в сторону фасада, ничуть не повредив основу конструкции, так что после съемок здание было отремонтировано и отдано под офисы. Взрыв снимали 11 камер!

Сцена преследования полицейского фургона вертолетом, которым управляет Т-1000, неожиданно оказалась под угрозой срыва, когда накануне съемок выяснилось, что кто-то украл 5 километров электрического кабеля для осветительных приборов, расставленных вдоль дороги. Съемочная группа была вынуждена арендовать все провода, которые были по сторонам магистрали, для их временного использования. Это заняло 5 дней. Простой группы обошелся дороже, чем съемка всей сцены преследования. Везде воруют!

Для того, чтобы снять сцену, в которой вертолет врезается в фургон, потребовалось разбить три вертолета и три фургона.

Третий дубль и стал лучшим. Из второго дубля взяли кадр с кувыркающимся вертолетом – вот почему у него целый «нос» (в то время как в предыдущем кадре «передок» вертолета разбивается вдребезги). Геликоптер просто «не догнал» фургон в момент удара…

Потрясающе сделанная сцена с опрокидыванием цистерны с жидким азотом во дворе металлургического завода. Сначала снятый одним планом переход с пикапа на капот грузовика, выполненный все тем же главным дублером Арнольда Питером Кентом…

…потом – само опрокидывание, снятое отдельно с помощью четырехметровой модели, и сцена со скольжением полноразмерного грузовика к заводским воротам. При этом грузовик, лежавший на боку на низкой тележке с металлическими колесиками, тащили два тягача, а искры получались с помощью специальных искрогенераторов, укрепленных на тележке над самым асфальтом.

Масштабная модель грузовика видна не только во время сцены опрокидывания на бок, но и на заднем плане, когда мы видим Сару и Джона в пикапе за секунды до того, как он врежется в препятствие и остановится. Это – проекция на экран позади машины, а фигура Терминатора на грузовике – маленькая кукла.

В сцене воссоединения кусочков разбитого Т-1000 использовалась самая настоящая ртуть, которую сгоняли в одну лужу с помощью промышленных фенов, в средствах спецзащиты и под бдительным присмотром «американского МЧС».

Великолепная сцена на металлургическом заводе была снята на заброшенном предприятии, которое к моменту съемок не функционировало лет этак десять. После получения разрешения на съемки Камерон со своей командой за каких-нибудь две недели превратил заброшенный цех в настолько правдоподобную имитацию сталелитейного производства, что рабочие, когда-то трудившиеся здесь, были совершенно уверены, что предприятие снова функционирует.

Создатели спецэффектов столкнулись с тяжелейшей задачей: им нужно было создать видимость расплавленного металла, при том, что настоящий металл использовать было абсолютно невозможно по причине его огромной опасности. На самом деле в кадре был подсвеченный сироп особого состава, обладавший способностью светиться по всему своему объему.

В сочетании с последующей регулировкой яркости и контраста картинки создавалось полное впечатление, что это расплавленный металл. Интересно, что для сохранения необходимой вязкости состава температура вокруг должна была быть не выше 5 градусов по Цельсию, так что на съемочной площадке было не жарко, а наоборот, очень холодно. Ассистенты постоянно опрыскивали актеров из пульверизатора для имитации пота, в итоге те мерзли еще больше. Но никто не жаловался!

Движущиеся механизмы – транспортерные ленты, зубчатые колеса и прочее – были изготовлены и установлены в цехе для имитации работающего предприятия. Они получились настолько натуральными, что даже специалисты-металлурги были уверены, что снималось настоящее заводское оборудование.

Но самое потрясающее из всего, что было в фильме, то, что запомнилось миллионам людей и поразило их до глубины души – это компьютерные спецэффекты от лукасовской студии ILM. Это был не просто прорыв, а самая настоящая революция в мире компьютерной графики.

До сих пор нечто подобное можно было увидеть в фильме того же Камерона «Бездна» — там, где на конце водяного столба возникает человеческое лицо. Тогда Камерон и ILM еще только «пробовали свои силы». Во втором «Терминаторе» они развернулись во всю мощь.

Компьютерная графика стоила пять с половиной миллионов долларов, и работы над ней заняли восемь месяцев – и все это ради трех с половиной минут общей продолжительности анимации (около 8 000 кадров). Специально для работы приобрели рабочие станции «Silicon Graphics IRIS Indigo», самые мощные на тот момент, и использовавшиеся только в NASA.

Лукас потратил на новое оборудование и программное обеспечение три с половиной миллиона. Количество работников студии возросло в шесть раз – но и они не смогли уложиться в сроки, настолько трудоемким был процесс создания графики в то время. Большее количество специалистов такого уровня нанять не было возможности – их просто не существовало в природе.

Многие вещи делали в первый раз. Так, впервые на экран было перенесено изображение живого актера, которое могло совершать движения, заданные художниками-аниматорами. Для переноса образа Роберта Патрика в компьютер актеру пришлось пережить сотни часов сканирования, в процессе которого ему нужно было, к примеру, сидеть с определенным выражением лица, не двигаясь ни на миллиметр в течение нескольких минут.

С идущим Терминатором было еще сложнее: Патрик в течение трех дней ходил в одних трусах, покрытый сеткой координационных линий, перед камерами, ловившими каждое его движение, при этом заработав бронхит. Но усилия того стоили: в конечном итоге зритель увидел нечто небывалое.

Очень трудоемким оказался процесс рисования достоверных отражений на теле металлического Терминатора – для этого фотографировалось все окружение фигуры, после чего полученные фотографии накладывались на объемную модель с учетом положения каждой точки поверхности тела в пространстве. В результате получилось безупречно.

Стремление Камерона к совершенству сделало свое дело – «Терминатор 2: Судный день» не только стал колоссальным коммерческим успехом, собрав полмиллиарда долларов – он навсегда попал в сокровищницу мирового кино, как один из самых зрелищных и вдохновенных фантастических боевиков в истории. До сих пор фильмы, которые могут сравниться с ним, можно по пальцам пересчитать. Да и то авторство некоторых из них принадлежат все тому же Джеймсу Камерону…

Adblock частично блокирует функции сайта kinomod.ru
Чтобы комфортно пользоваться сайтом отключите на нем Adblock. Подробнее